Друзья, эту тему я начал изучать по просьбе подписчика (привет, Денис), который наткнулся в книге на пассаж про зелено-чайный секрет долголетия и хотел подробностей.
Пей чай и продлевай жизнь
Действительно, о целебных свойствах чая в Японии знают давно. В XIII веке монах Эйсай привёз из Китая семена чая и написал первую книгу о напитке. Называется она «Киссаёдзёки» – дословно «Записи о продлении жизни через чай».
В монастыре чай играл важную роль – помогал монахам не клевать носом на многочасовых медитациях.
Ну и немного смеха, Эйсай спас жизнь сёгуна с помощью чая. По легенде, в момент тяжелого похмелья правителя монах отпоил его чаем и помог достойно встретить постпраздничный день.
А теперь немного науки
В 2006 году в JAMA (один из самых уважаемых медицинских журналов мира) вышло Ohsaki Study, где медики наблюдали 11 лет за здоровьем 40 тыс. японцев в возрасте 40–79 лет. Я бы тоже хотел так понаблюдаться.
В результаты исследования, конечно же, включили чай:
- В группе тех, кто пил 5+ чашек зелёного чая в день, смертность была примерно на 16% ниже, чем у пивших меньше одной.
- Для смертности от сердечно-сосудистых заболеваний разница еще заметнее – 22% в мужской группе и 31% в женской.
Главные подозреваемые в продлении жизни – наши знакомые:
- EGCG – основной катехин зеленого чая, подавляет воспалительный стресс и укрепляет сосуды.
- L-теанин – та самая аминокислота, которая помогает бороться со стрессом и улучшает внимание и память.
Но давайте посмотрим правде в глаза.
Раздел про чай в этих исследованиях занимает всего лишь небольшую часть. Никакого мгновенного волшебства от чашки чая не случится. А гигантская разница в смертности на горизонте 11 лет, скорее всего, обусловлена не только привычкой пить чай.
Кстати, а вы пробовали спасаться зелёным чаем после веселого вечера?
Если да, подозреваю, что уважение японских монахов вы заслужили.
Дискуссия